Сборное строительство из бетона
При сборном строительстве из бетона строительные сооружения или части зданий монтируются из предварительно изготовленных железобетонных или предварительно-напряженных бетонных конструкций, причем существуют различные способы строительства. При этом монтаж или соединение сборных элементов в узлах имеет особое значение.
Способы строительства из сборных элементов
При возведении строительных сооружений из сборных бетонных элементов различают в основном каркасное строительство и панельное строительство. Если здание возводится только из сборных конструкций, то говорят о полномонтажном строительстве. При частично монтажном, в том числе сборно-монолитном, строительстве несущие конструкции, как, например, перекрытия, изготавливают из монолитного бетона.
Еще одним видом строительства из сборных бетонных элементов является объемно-блочное строительство. При объемно-блочном строительстве на стройке монтируются сборные элементы объемом на комнату, которые могут быть полностью изготовлены и отделаны на заводе. Этот вид строительства позволяет предварительно изготавливать на заводе большими блоками целиком все здание. Объемно-блочное строительство из-за больших монтажных затрат имеет второстепенное значение. Оно не нашло практического применения в сборном строительстве из бетона вследствие большой стоимости строительных работ.
При проектировании сборных сооружений вместо порядка размеров в надземном строительстве применяется «Модульная система» согласно DIN 18000. Исходный размер (основной модуль) составляет 1/ 10 м (10 см). Этот основной модуль М как целый множитель определяет осевые размеры в сборном строительстве (сетку осей).
Каркасное строительство из бетона
Каркасное строительство применяется в большинстве случаев для зданий с большими помещениями, как, например, производственные цеха, а также для зданий с изменяющимися планами, как, например, промышленные здания, школы и административные здания. При таком способе строительства обычные конструкции из монолитного бетона заменяют предварительно изготовленными элементами каркаса, как, например, фундаменты стаканного типа, колонны, ригели, плиты перекрытий, фермы покрытия и прогоны.
Эти элементы монтажным способом соединяются на строительной площадке в несущий каркас. При этом следует особое внимание уделять передающим усилия соединениям отдельных элементов каркаса (рис. «Каркасное строительство»).
Элементы перекрытий связываются в диски перекрытий и выполняют функцию элементов горизонтальной жесткости. Вертикальная жесткость обеспечивается стенами-диафрагмами или ядрами жесткости, в которых располагаются коммуникации. Последние выполняются из монолитного железобетона.
Чтобы строить как можно более экономично, для проектирования и строительства разработана «Типовая программа каркасного строительства» с четко установленными сечениями сборных элементов (рис. «Сечения сборных элементов»).
При этом различают:
- Элементы, воспринимающие нагрузку, например, плиты перекрытий;
- Элементы, передающие нагрузку, например, ригели;
- Элементы, снимающие нагрузку (передающие нагрузку вниз), например, колонны;
- Элементы, распределяющие нагрузку, например, фундаменты стаканного типа.
Фундаменты выполняются в большинстве случаев из монолитного бетона в виде фундаментов стаканного типа или пеньковых фундаментов.
Колонны изготавливаются квадратного или прямоугольного сечения. При этом в большинстве случаев в высоте этажа устраиваются консоли. Колонны могут изготавливаться высотой на этаж или высотой на несколько этажей.
Ригели выполняются преимущественно прямоугольной формы в сечении или сечением в виде швеллеров. При этом определяющими могут быть конструкционная высота помещений или опирание плит перекрытий.
Сборные элементы перекрытий изготавливаются из железобетона и предварительно-напряженного бетона. Преимущественно это плиты с двойными ребрами типа ТТ, ребристые плиты с ребрами по краям и многопустотные плиты. Они связываются друг с другом в жесткие диски путем заполнения швов бетоном или монолитным слоем бетона поверх плит.
Также, как и для сечений элементов, для стыков элементов каркаса имеются типовые решения, как, например, решение опорной части плит перекрытий на ригелях, опирание ригелей на колонны или опирание колонн на фундаменты (рис. «Стыки конструкций в каркасном строительстве»). Монтаж в каркасном строительстве начинается с установки и точной выверки положения колонн в стаканах фундаментов. После заливки стаканов монтируются ригели, плиты перекрытий, балки покрытия и прогоны, узлы соединений которых заливаются бетоном или соединяются на болтах. Этим достигается устойчивость каркаса.
Панельное строительство
Панельное строительство применяется в системных постройках, таких, как здания офисов или большие жилые здания. При таком способе строительства применяются несущие стеновые панели и панели перекрытий. Эти плиты устанавливаются рядом друг с другом и друг над другом таким образом, что после заливки стыков получается устойчивое сооружение (рис. «Панельное строительство»).
Для выполнения связей и узлов между панелями требуются особые детальные чертежи, разработанные с учетом статических требований, требований строительной физики и технологии возведения (рис. «Узловые соединения в панельном строительстве»).
Различают панели наружных стен, панели внутренних стен и панели перекрытий (рис. «Элементы панельного строительства»).
В качестве панелей наружных стен для лучшей теплозащиты применяют панели из легкого железобетона однослойной конструкции или панели из железобетона многослойной конструкции (панели типа сэндвич).
Внутренние стеновые панели однослойные и изготавливаются из железобетона или из легкого железобетона. В зависимости от толщины стены они могут использоваться как несущие стеновые панели или как панели диафрагм жесткости. Ненесущие внутренние стены в большинстве случаев монтируются как панели-перегородки легкой конструкции.
Плиты перекрытий выполняются в виде частично сборно-монолитных плитных элементов со слоем монолитного бетона, в виде полнотелых железобетонных панелей или в виде многопустотных плит с круглыми пустотами. Они связываются между собой в жесткие диски. В последующем для обеспечения вертикальных коммуникаций между отдельными этажами устраиваются сборные лестничные марши.
В зависимости от внутренней отделки в крупнопанельные элементы встраиваются дверные коробки, кожуховые трубы для вентиляционных каналов или пустые трубчатые каналы для проводки кабелей электрооборудования. Связь элементов в стыках производится с помощью арматурных петель, анкеров, дюбелей, гаек и болтовых соединений, с заливкой или без заливки швов. Особое значение имеет выполнение и заливка стыков стеновых панелей и панелей перекрытий после их монтажа. Уже при монтаже следует внимательно следить за положением соединительной арматуры (рис. «Конструкции узлов»).
Заливка швов производится бетоном с мелким заполнителем или раствором растворной группы НЕ Стыковая арматура в рядовых и угловых стыках, а также глубина опирания плит перекрытий должны выполняться согласно DIN 1045, так как от этого зависит прочность и устойчивость здания.
Изготовление и монтаж сборных элементов
При проектировании сооружения из сборных элементов составляется список- спецификация всех сборных элементов, по которому они заказываются и изготавливаются на заводе сборных конструкций. Затем они транспортируются на стройплощадку и там монтируются согласно монтажным чертежам.
Изготовление сборных конструкций
Сборные конструкции должны изготавливаться по условиям соответствия продуктов из бетона. При этом должна учитываться точность размеров при соблюдении соответствующих допусков. Изготовление ведется по опалубочным чертежам элементов и арматурным чертежам элементов. В них должны даваться дополнительно сведения об установке транспортных и монтажных анкеров.
Для изготовления сборных железобетонных конструкций сначала устраиваются требуемые опалубки или формы. Они могут состоять из дерева или стали. Устройство опалубки производится на больших вибрационных столах, которые могут переворачиваться вертикально механическим способом. После этого в опалубке устанавливаются детали армирования. Дополнительно устанавливаются монтажные приспособления, такие, как, например, гильзы или резьба, которые должны быть заанкерены на арматуре согласно предписаниям. После приемки армирования и монтажных приспособлений ответственным заводским руководителем или инженером-расчетчиком сборные элементы бетонируются и уплотняются. При использовании высоких классов прочности бетона и твердения с помощью водяного пара (автоклавное твердение) сборные элементы уже через короткое время могут быть отправлены из цеха на склад.
Размеры сборных элементов выбираются из условий транспортировки и грузоподъемности подъемно-транспортного оборудования при монтаже. Для обычного уличного транспорта транспортировочная ширина 2,50 м, транспортировочная высота 4,00 м и транспортировочная длина 30 м не должны быть превышены.
Монтаж сборных конструкций
На строительную площадку сборные элементы должны доставляться в соответствии с планом укладки и монтажным планом с помощью башенных кранов или автокранов. При этом должны выполняться требования по предотвращению несчастных случаев при монтаже сборных конструкций.
В соответствии со способом строительства из сборных элементов сначала производится установка конструкций (грубый монтаж). При этом отдельные конструкции устанавливаются в проектное положение, после чего производится их выверка с помощью нивелира или лазерным прибором. Затем они приводятся в вертикальное положение и производится их окончательная рихтовка с помощью клиньев, подкладочных шайб, кондукторов или наклонных подпорок (рис. «Монтаж колонны»).
При окончательном монтаже закладывается требуемая арматура стыков, после чего стыки заливаются бетоном, стеновые панели устанавливаются на плотный слой раствора, а стаканы фундаментов под колонны заливаются бетоном. Другие элементы анкеровки, такие, как стальные уголки или стальные накладки, прочно скрепляются болтами. После затвердевания заливки швов вспомогательные приспособления удаляются и случайные повреждения устраняются.
При монтажной стыковке отдельных элементов появляются монтажные швы. Их необходимо заделывать погодоустойчивым образом. Они должны обеспечивать требуемую влаго- и теплозащиту и воспринимать деформации, которые возникают, например, при температурном расширении и сжатии элементов. Ширина швов учитывается уже при изготовлении стеновых панелей (табл. «Указания по размерам швов»). Вследствие серьезных воздействий на стыки сборных элементов для их уплотнения должны применяться высококачественные длительно эластичные уплотняющие материалы. Перед заполнением швов уплотняющими материалами необходимо со стороны здания вставить в шов подкладочный шнур из вспененной резины (в России, как правило, гернитовый), который служит несущим материалом для последующего заполнения шва снаружи. Для этого сухие бетонные поверхности шва предварительно промазывают соответствующей грунтовкой сцепления (праймером). После этого шов заполняется длительно эластичной уплотняющей массой с помощью пневматического шприца (рис. «Шов между сборными строительными конструкциями»).