Зачем Россия продала Аляску

Зачем Россия продала Аляску

 

30 марта 1867 года в Вашингтоне был подписан договор о продаже территории Аляски Российской империей Североамериканским Соединенным Штатам. Кроме полуострова Аляска, к США отходила береговая десяти мильная полоса вдоль берега Британской Колумбии — теперь это территория Канады, Алеутские и ряд других островов, всего — 1,5 миллиона квадратных километров. Общая сумма сделки составила 7 миллионов 200 тысяч долларов.

 

Освоение Аляски началось еще в царствование Анны Иоанновны, в 1732 году, а при Елизавете появились первые фактории. Расцвет русской Аляски пришелся, вопреки расхожему недоразумению, на царствование Екатерины II. Тогда усилиями частных компаний был налажен промысел ценной пушнины — морских котиков. В 1799 году возникла Русско-американская компания, получившая монопольные права на промысел пушного зверя. при этом Компания имела статус частно-государственного партнерства, государственное же управление русской Аляской было, что называется, неполноценным. В административном плане Аляска входила в состав Восточно-Сибирского генерал-губернаторства; штаб Русско-американской компании располагался в Иркутске, это по определению снижало эффективность управления.

 

К середине ХIХ века лежбища котиков практически были истреблены, русская Америка перестала приносить доход в казну, частное предпринимательство не развивалось. Кроме того, как писал в 1853 году восточно-сибирский губернатор Муравьев-Амурский, «теперь с изобретением железных дорог должно убедиться, что Северо-американские Штаты неминуемо распространятся по всей Северной Америке, и нам нельзя не иметь в виду, что рано или поздно придется им уступить наши владения, учитывая опасность проникновения англичан на наши владения на Чукотке и Камчатке; дело можно поправить сохранением тесной связи с Северо-американскими Штатами».

 

Политическое решение о продаже Аляски было принято в декабре 1866 года императором Александром II на совещании в Петербурге под нажимом так называемого железнодорожного лобби, представленного Великим князем Константином Романовичем и министром Рейтерном. Львиная доля средств, полученных от продажи Аляски — в золотых рублях это было 11 миллионов 362 тысячи рублей — была потрачена на приобретение техники и оборудования для строительства Курско-Киевской, Рязанско-Козловской и Московско-Рязанской железных дорог.

 

Что касается покупателя, то американская общественность прохладно отнеслась к приобретению Аляски. Эта сделка вошла в истории страны под названием «каприз Сюзи», по имени Уильяма Сьюарда, госсекретаря США.

 

Со временем продажа Аляски обросла домыслами и легендами. Во-первых, якобы Аляска была не продана, а сдана в аренду. Эту версию легче всего опровергнуть, достаточно взглянуть на текст документа. Во-вторых, есть версия, что корабль с деньгами, вырученными за продажу Аляску, потерпел крушение на пути из Америки в Россию. При этом упоминается судно над названием «Оркни», которое, однако, фигурирует в морских кадастрах и справочниках как находившееся на плаву на протяжении десятка лет после свой якобы катастрофы.

 

В следующей статье я расскажу о том, почему Россия обменяла Каспий.

 

РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: