Кто все-таки победил «Неразумных хазар»

Кто, все-таки победил "Неразумных хазар"

 

2 июля 964 года дружина киевского князя Святослава Игоревича одержала победу над войсками Хазарского каганата. Эта победа фактически означала падение такого мощного и влиятельного государства в регионе.

 

Многие знают эти строки поэта — «Как ныне сбирается вещий Олег отмщать неразумным хазарам». Оказывается, победу над противником одержал не он, а его потомок Святослав. В «Повести временных лет», из которой, собственно, мы и знаем об этом событии, говорится: «Пошёл Святослав на Оку-реку и на Волгу и встретил вятичей. Услышав же, хазары вышли навстречу ему, и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар и столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов».

 

Даты, впрочем, здесь варьируются. Некоторые историки считают, что всё сказанное произошло в 963 году, другие — что в 965 году, когда дружины киевского князя пришли уже на юг, в район Кубани и заняли Тмутаракань. Важнее суть. Во-первых, масштабы. Под властью хазар были обширнейшие территории. Это не только степные районы между Каспийским и Чёрным морями, но и среднее Поволжье.

 

Первый документальный источник, упоминающий о Хазарии, датируется 555 годом. Их родиной названа Берсилия (так в Европе называли тогда равнинную часть нынешнего Дагестана). Хазары одно время успешно наседали даже на Иран. Однако персам удалось оттеснить кочевников в Закавказье. Потом были войны с арабами, затем противоречивые, с конфликтами и примирениями, отношения с Византией. Самое пикантное в истории Хазарии — это, конечно же, принятие ею в качестве государственной монотеистской религии не христианства, и не мусульманства, а иудаизма. Редчайший пример в истории.

 

Дело в том, что немало разрозненных еврейских общин, укрываясь от мировых бурь и гонений, нашли тогда приют в дельте Волги, степях Ставрополья, равнинном Дагестане. Их влияние росло. В 740 году один из хазарских воевод, полководцев Булан принимает иудаизм. Его потомок Обадия становится уже вторым лицом в государстве, пока ещё языческом, но забирает в руки всю исполнительную власть. И с этого момента возникает уникальное двойственное правление, при котором номинально Хазарией правят каганы из старого тюркского рода, а реальное управление — в руках так называемых беков — царьков из семьи Буланидов. То есть иудаизм — признак элиты, аристократии, чиновничества, но, скажем так, народных масс и верховной власти. Главное же — в тот момент кардинально меняется стратегия жизни хазар. От завоевательных набегов и кочевого животноводства — к земледелию, торговле, транзитному посредничеству, коммерции, в том числе и в области работорговли.

 

В IX и X веках с появлением новых воинственных игроков в этом регионе (в частности, славян, русичей, с варяжской норманнской верхушкой во главе) Хазария сама уже оказывается под натиском более молодых и пассионарных соседей. Показательны попытки хазар найти для себя воинственных союзников. Вроде бы нашли — в лице венгерцев или угров. Отряды венгров охраняли участок Великого шёлкового пути, проходивший через Хазарию, контролировали работорговлю с Европой и Востоком. Но венгров в 889 году вытеснили из северного Причерноморья печенеги. И если венгры обрели потом свою новую родину и государственность в сердце Восточной Европы на просторах Паннонии, то судьба Хазарии оказалась печальней — она растворилась во мгле времён.

В следующей статье я расскажу о Нюрнбергском процессе.

 

РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: